С этого момента начинается приключение, уступающее по зрелищности разве что фильму "Тёмный рыцарь".
"Аркэм" – психушка, находящаяся на огромной скале, на её территории
расположено несколько зданий. Теперь всем этим заправляет Джокер, и вам
предстоит прорываться через комнаты, полные ядовитого газа, спасать
врачей, вырывать из стен решётки вентиляционных люков – словом, делать
всё необходимое, чтобы скорее добраться до Джокера и помешать ему
наводнить Готэм-сити чудовищами.
Всё это смахивает на типичную историю о Бэтмене, и в каком-то смысле
так оно и есть, однако важно заметить, что во многом игра нацелена на
взрослую аудиторию. Да, главные роли озвучивают актёры, знакомые по
сериалу Batman: The Animated Series (Марк Хэмилл – Джокер, Кевин Конрой – Бэтмен, Арлин Соркин
– Харли Квин), но этим сходство с мультфильмом и ограничивается. Харли
здесь носит откровенную одежду и демонстрирует свои «прелести»,
Ядовитый Плющ щеголяет вызывающе пёстрыми трусиками, диалоги
приправлены словечками типа «задница» и «сучка», а люди умирают направо
и налево. Сам "Аркэм" – местечко мрачное и грязное, по его коридорам
носятся некогда усмирённые психопаты, которые теперь крушат все на
своем пути. Пол усеян трупами охранников, кругом разбросаны бумажки, да
и оборудованию досталось.
Все эти «взрослые» нотки помогают лучше почувствовать себя причастным к
истории о Бэтмене. Вряд ли вам удастся забыть, как мистер Заз угрожал
ножом врачихе, она визжала и умоляла вас спасти её, Джокер орал Зазу,
чтобы тот прикончил её, а Заз орал на вас, чтобы вы держались на
расстоянии. Или моменты, в которых Бэтмен попадает под воздействие
химиката Пугала, претворяющего в жизнь самые жуткие страхи героя! А
Ридлер? Всю жизнь он изображал дурачка, но "Аркэм" радикально изменил
злодея – раньше он не загадывал загадок, которые были бы связаны с
расчленением младенцев! Все это позволяет настолько окунуться в игру,
что действительно начинаешь чувствовать себя Бэтменом, переживающим
самую долгую ночь в своей жизни.
Этот мрачный, страшный мир таков, что геймплей в нём можно условно
разделить на три основные составляющие: рукопашные схватки,
стелс-прохождение и исследование местности. Комнаты, по которым вы
будете передвигаться, гоняясь за Харли или похитителями комиссара
Гордона, полны врагов. Нередко вам будут попадаться праздно шатающиеся
компании, а иногда Джокер намеренно устраивает западни. Здесь-то вам и
пригодятся ваши кулаки и ноги.
Боевая система Arkham Asylum
легка в освоении, но отточить приёмы до совершенства не так-то просто.
Врагам не сравниться с Бэтменом в быстроте (он настоящий ниндзя, не
забывайте!) – даже окружив его, они всё равно оказываются в проигрыше.
Стоит вам слегка подвинуть левый аналоговый стик в направлении
неприятеля, которому хотите врезать, – и Бэтмен тут же повинуется. Вы
обрушиваете гнев господина Уэйна на всю земную мразь посредством
четырёх кнопок на геймпаде, отвечающих за удар, кувырок назад, прыжок и
оглушающую атаку. Очевидно, можно просто молотить по кнопке удара,
наблюдая за пинками, разворотами, бросками и прочим, и своевременно
отскакивать, когда подсказывает «паучье чутье», рисующее
соответствующую иконку над головой противника, однако очень приятно
брать в свои руки полный контроль над этим сумасшествием.
Система превосходна. Можно ощутить себя всемогущим, когда сбиваешь
уродцев с ног, хватаешь выпавшие у них из рук дубины и хорошенько
вмазываешь ими своим обидчикам. И никакой монотонности: со временем
преступники хватаются за ножи и электрошоки, заставляя вас менять
тактику, – простого теребления кнопки удара будет уже недостаточно.
Обладателей тазера придётся атаковать со спины, а чуваков с ножами
нужно оглушить, и только потом двигать им в челюсть.
Пока вы свирепо пинаете недругов, находящийся в левой части экрана
счётчик комбо считает удары. Цепочки не прервутся, если не
промахиваться (не долбите по кнопкам, действуйте с умом!) и не
пропускать вражеские атаки (уклоняйтесь, господин Брюс!). Набранные
восемь пунктов (после апгрейда – всего пять) позволяют исполнять
разученные спецудары, хотя мы прибегали к ним не очень часто.
Каким бы ни было ваше рекордное комбо по окончании боя, вам также
достанутся очки опыта. Шкала опыта отображается в кружке в левом
верхнем углу экрана. Чем лучшие удары вы исполняете и чем свирепее
сражаетесь, тем больше очков вам достаётся, и когда шкала заполняется,
вам предлагают выбрать апгрейд – увеличить максимальный запас жизненной
энергии, освоить новые приёмы, получить батаранги или другое оружие,
например, гель-взрывчатку.
Также очки опыта достаются за бесшумное устранение врагов. Обычно
приспешники Джокера застают вас врасплох, но и вам доведётся
почувствовать себя невидимым Хищником. Эти моменты особенно хороши тем,
что дают понять: играешь именно Бэтменом, а не героем какого-нибудь
другого экшена. Можно забраться на каменную горгулью, включить
Detective Mode, выследить врагов и начать выводить их из игры
поодиночке. Если среди неприятелей только один обладатель
огнестрельного оружия, начинать нужно с него, а дальше разбираться с
остальными. Если стрелков несколько, то лучше подержаться в тени, чтобы
мозги не оказались на стенке.
Способов разделаться с врагами – море, и это одно из главных достоинств
игры. Можно просто дождаться, когда противник останется один, быстро
скользнуть к нему, пнуть ногой и повалить на землю, но ведь к вашим
услугам полный список гаджетов Бэтмена! Когда вы всё «откроете», можно
будет взрывать стены специальным гелем, выбивать стёкла, закидывать
уголовников ультразвуковыми взрывающимися батарангами или подвешивать
их на крюке. И это только начало! Есть ещё пистолет с крюком и каменные
горгульи, с которых можно свешивать неприятелей. И всё же самой
приятной часть заданий для нас оставались бесшумные захваты. Вы
подкрадываетесь к спине ничего не подозревающего громилы и душите его.
Этот фокус исполняется по-разному, и он так бесшумен, что даже приятель
удушенного, находящийся на расстоянии каких-то пары футов, ничего не
слышит!
С одной стороны, бесшумное передвижение, это, конечно, хорошо. С
другой, когда вы приземляетесь прямо рядом с врагом, и, казалось бы, он
должен увидеть вас боковым зрением (в жизни бы так и произошло!), он
вас не видит. Если играть на высоком уровне сложности, искусственный
интеллект оказывается чуть умнее, но всё равно хотелось бы более
смышлёных приспешников Джокера.
Но как бы мы ни придирались к мелочам, сам "Аркэм" превосходен и его
чертовски интересно изучать. На острове расположено шесть основных
зданий, и каждое похоже на пещеру. В них полно тюремных камер,
лабораторий, библиотек и прочего. Доступ к большинству интересных
комнат закрыт, и вам предстоит так или иначе пробраться в них – для
этого надо либо взломать панель управления, либо взорвать стену, либо
вырвать решётку и пролезть через люк.
Делать всё это надо будет для того, чтобы добраться до 240 загадок
Ридлера. Зелёный человечек щебечет на ушко Бэтмену загадку, которая
как-то связана с комнатой, где Тёмный рыцарь на тот момент находится.
Здесь вам придётся столкнуться не только со словами, но и со
спрятанными в психушке трофеями, графическими загадками, ключ к которым
возможно подобрать только в Detective Mode, и многим-многим другим.
Прохождение игры на стандартном уровне сложности заняло у нас около 9
часов, но, дойдя до конца, мы вернулись в игру и потратили ещё
несколько часов на задания Эдварда Нигмы. Было очень здорово побродить
по пустым зданиям (для этого не надо проходить игру дважды – последний
сейв-файл фиксирует момент перед финальным боем) и искать
многочисленные отсылки к комиксам, включённые студией Rocksteady в игру.
Так же вам доведётся собирать записи разговоров с пациентами –
основными злодеями игры. Каждая представляет собой небольшую историю
болезни, подаваемую через беседы заключённых с врачами "Аркэма".
Ядовитый Плющ едва не убивает доктора, Крок рассуждает о каннибализме,
а Джокер сманивает Харли на свою сторону. Все они очень интересны – из
них также можно узнать, например, кто такой Пугало и почему у Ридлера
не все дома. Записи расположены в меню биографий ключевых персонажей.
Если вам и этого вам не хватило, чтобы основательно срастись с костюмом Робина, в Arkham Asylum
есть 16 комнат со спецзаданиями, от которых можно спятить. Они также
предназначены для употребления в перерывах между размахиванием кулаками
и прыжками по горгульям, но требуют выкладываться сильнее, так как за
заслуги в них вручаются медали, а результаты видны в сети. Сражения
приносят вам очки, за определённое количество которых, в свою очередь,
выдаются три медали. Чтобы собрать полный комплект наград, понадобится
наворачивать невероятные комбо и умерщвлять всех, кто встанет у вас на
пути. На каком-то этапе все это нужно будет делать в течение строго
определённого времени, а ещё позднее придется совершать совсем
невозможное – подлетать к противнику на тросе и сшибать его через
перила или одновременно взрывать три стенки, отправляя на тот свет трех
врагов одновременно.
Когда мы впервые обнаружили эти задания, то не очень впечатлились – в
конце концов, они не отличались от обычных битв, так что всё было
похоже на повторное прохождение отдельных уровней. Однако начав
гоняться за онлайн-рейтингами и трофеями, полагающимися за
комбо-цепочку в 40 ударов, мы поняли, насколько же эти ответвления
хороши – всегда приятно просто взять и подраться, не думая ни о чём.
Быть Бэтменом и бить плохишей здорово, но ещё лучше соревноваться в
этом с другом.
Мы уже упоминали о том, насколько хорошо выписаны персонажи Arkham Asylum,
однако необходимо отдельно сказать о замечательной озвучке. Можно
просто сидеть и слушать, как Джокер без умолку тараторит в
громкоговоритель. Марк Хэмилл постарался на славу – его
интонации, умение владеть голосом и всё прочее просто поражают. И ведь
он в этом не одинок – Бэтмен, Ядовитый Плющ и Ридлер также озвучены
превосходно. Да, некоторые охранники говорят скучно и невыразительно,
но все интересующие нас персонажи звучат выше всяких похвал. Добавьте
сюда оркестровые композиции, соответствующие тёмному и непростому
настроению игры, и получите именно ту атмосферу, которой должна
обладать игра с участием Бэтмена.
Что касается визуальной части, то Arkham Asylum
великолепен. Остров – выверенная смесь крутизны и ужаса, а появляющиеся
со временем царапины на лице и костюме Бэтмена подчёркивают кошмарность
бессонной ночи. Но в начальном ролике есть баги, в видео иногда
проступают пиксели, а в сценах на движке игры фигурируют охранники с
пропадающими глазами и с губами, которые двигаются не в такт
произносимым речам. Не то чтобы это были крупные недостатки, но всё же
напрягает, когда Джокер вертит головой и говорит с Бэтменом, но при
этом совершенно очевидно не смотрит на него.
Специально для консольных фанбоев: версия для PlayStation 3 занимает на жестком диске консоли 1,2 Гб и закачивается в течение трех минут, и все равно уступает варианту для Xbox 360. Впрочем, разница незначительна, Arkham Asylum превосходна на обеих консолях. К тому же, владельцы PS3
смогут немного поиграть за Джокера, но об этом мы в нашем обзоре не
расскажем, так как на диске с игрой уровней Джокера нет, зато есть они
в бесплатном скачиваемом дополнении, доступном в PlayStation Store.
Что мы имеем в итоге
Batman: Arkham Asylum
– лучшая игра по мотивам комиксов. Это нацеленная на взрослую аудиторию
история про Тёмного рыцаря, которая талантливо рассказана, обладает
увлекательным геймплеем, хвастается озвучкой высшей пробы и полностью
соответствует канону. Если придираться по мелочам, то хотелось бы более
отшлифованных сюжетных сцен и более совершенного AI, но всё это ничто
рядом с блистательными достоинствами Arkham Asylum. Rocksteady безупречно уловила дух комиксов и фильмов о Бэтмене, и сделала игру ничуть не хуже. Ликуйте, фанаты!
Сюжет и видеовставки – 9,0
Именно таким и должен быть мир Бэтмена: тёмным и грубым. Раздражение
Бэтмена и ужас в душах заложников чувствуешь кожей. Сцены на движке
игры и артикуляция у персонажей могли быть и получше.
Графика – 8,5
У Бэтмена огромные предплечья и пластмассовые волосы, но в движении всё
смотрится здорово. Решение с повреждением костюма к концу игры –
интересное.
Звук – 9,5
Большая часть голосов неописуемо хороша. Джокера и Ридлера можно
слушать весь день напролёт. Музыка также соответствует настроению.
Превосходная работа.
Геймплей – 9,5
Рукопашные бои, по сути, простые, но увлекательные. Однако быть Бэтменом – это появляться из тени с охапкой бэт-гаджетов.
Играбельность – 9,0
На прохождение основной линии и 240 загадок Ридлера нам потребовалось
12 часов. Если проигнорировать Эдварда, выйдет не так много. Если
хорошо освоить боевую систему, то можно втянуться в дополнительные
задания. Общий рейтинг – 9,3